Как провести Страстную Седмицу. Беседа со священником
9:48
14 апреля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Подходит к завершению Великий пост, мы вступили в Страстную Седмицу. В самом начале мы в газете публиковали интервью благочинного округа иерея Павла Денисова о том, как провести пост, какие службы посетить, ну и теперь, как говорится, вопросы, как завершить пост.
- Страстная Седмица уже не входит в те календарные дни Великого поста и она является продолжением его, имеет больше отношение не к самому посту, а как бы к Пасхе и свое наименование берет от слова «страсть». В нашем мирском понимании это слово ассоциируется зачастую с каким-то удовлетворением или наслаждением, но на самом деле «страсть» это «страдание» и вот Страстная Седмица, это Седмица страданий Спасителя, которые начинаются у него, чтоб человек обрел спасение. Ведь Иисус Христос пришел на эту землю для того, чтоб искупить человеческий род от власти греха и все для этого делал. Вся его жизнь была посвящена человечеству. И на Страстной Седмице Господь предается своим близким учеником, был схвачен воинами и ведется на суд, осуждается на распятие и смерть. И в Страстной Седмице все богослужения это отражают. Первые три дня подготовительные к этим страданиям, у нас в храме служится Литургия Преждеосвященных Даров с понедельника по среду, и в среду после последней в этом году Литургии Преждеосвященных Даров читается последний раз молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего», о которой пишет А.С. Пушкин:
«Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста».
Начиная с Великого Четверга вспоминается Тайная Вечеря, которая произошла у Спасителя со своими учениками и на которой он установил Таинство святой евхаристии, т.е. причастия, раздав ученикам хлеб и вино со словами «Приимите и ядите, сие есть Тело и кровь моя» (МФ. 26:26). Потом в четверг читается 12 Страстных Евангелий, т.е. те отрезки из Евангелий, в которых вспоминаются события, предшествовавшие и сопровождавшие процесс распятия Спасителя. Пятница - день скорби, когда не служится Литургия, просто Церковь ограничивается длинным чтением, но без торжественных песнопений. Это Царские Часы утром с 8.00 до 10.00 и с 14.00 выносится Плащаница к народу в знак того, что Спаситель умер, а после этого ее выносят из храма и проносят ее крестным ходом, чтобы продемонстрировать всей общественности, что он не уснул, не был в бессознательном состоянии, мертв Богочеловек, и с этой Плащаницей выходят вокруг храма, а затем заносят внутрь. А в Великую Субботу служится Литургия, за великим входом которой прочитываются слова, которые пронизывают мою душу каждую Великую Субботу. Единственный раз в году они произносятся: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо Царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…». Эти слова отражают, что Спаситель уже не на земле, здесь только его умершее тело, Спаситель спустился, чтобы вывести людей из ада, а ангелы ему поют хвалебную песнь и Страстная Седмица заканчивается тем, что ночью, отслужив Полунощницу перед изображением умершего Богочеловека, мы выходим на крестный ход встретить Воскресшего Спасителя.
- Что нужно делать в эту Седмицу?
- Если человек не имеет возможности, совсем никакой, посетить ни одно из этих богослужений, пусть хотя бы придет на Пасху. Если же человек имеет такую возможность как-то разделить свою рабочую неделю на две части, то пусть последнюю, начиная с четверга, он посвятит богослужению и религиозному опыту, а если же человек сидит праздно, ничего не делает и не ходит в храм, потому что это не его, то ничего кроме сожаления по отношению к этим людям не получается выразить, т.к. сам человек упускает те драгоценные минуты, которые даровал ему Спаситель.
- Каждый год мы напоминаем, и кому-то это и покажется странным, но все же, почему нельзя категорически ходить на кладбище на Пасху?
- Это советская неправильная традиция ходить на Пасху на кладбище никакого отношения к православию не имеет. Пасха является свидетельством победы жизни над смертью, рая над адом, неба над преисподней, а смерть - это последствие греха. Грех - это то, что разрушает все: и человека, и душу, и флору, и фауну, как бы это глобально не звучало. Пасха - победа добродетели над грехом, поэтому мы не ходим туда, где все является следствием греха, туда, где скорбь и печаль, мы празднуем Пасху, день победы добродетели, день победы Спасителя, а усопшим отводится девятый день после Пасхи, в этот день мы снарядимся духовным орудием, хоругвями, иконами и пойдем с торжественным пением пасхальных песен к усопшим.
- Если кто-то на Пасху не может прийти по нездоровью, как быть, чтобы не лишить себя торжества?
- Если у нас имеются те, кто не имел возможности поисповедоваться и причаститься на Пасху, а человек постился во время Великого поста, но по каким-то обстоятельствам не смог прийти по немощи и возрасту, то можно без поста приготовиться, причаститься или просто помолиться на Светлой Седмице. Подготовка в эти дни включает Часы Пасхи вместо Покаянного Канона, а Последование остается тем же. Богослужения короткие в эти дни.
- Если есть те, кто приехал на Пасхальные дни и надо убраться на кладбище, как поступить?
- Никак. Нужно придерживаться традиций Церкви, повторюсь, мы не посещаем кладбище в эти дни.
- Пожелание для всех читателей в финале поста, вначале говорили, теперь еще одно.
- Я желаю, чтобы ощущение поста и близости души с Богом, которое человек получил во время религиозного опыта, сохранялось на протяжении всего года, чтобы никакие житейские бури не выветрили дух благочестия из вашей жизни, а в семье чтобы был порядок.
Интервью вела М. Андреева.
- Страстная Седмица уже не входит в те календарные дни Великого поста и она является продолжением его, имеет больше отношение не к самому посту, а как бы к Пасхе и свое наименование берет от слова «страсть». В нашем мирском понимании это слово ассоциируется зачастую с каким-то удовлетворением или наслаждением, но на самом деле «страсть» это «страдание» и вот Страстная Седмица, это Седмица страданий Спасителя, которые начинаются у него, чтоб человек обрел спасение. Ведь Иисус Христос пришел на эту землю для того, чтоб искупить человеческий род от власти греха и все для этого делал. Вся его жизнь была посвящена человечеству. И на Страстной Седмице Господь предается своим близким учеником, был схвачен воинами и ведется на суд, осуждается на распятие и смерть. И в Страстной Седмице все богослужения это отражают. Первые три дня подготовительные к этим страданиям, у нас в храме служится Литургия Преждеосвященных Даров с понедельника по среду, и в среду после последней в этом году Литургии Преждеосвященных Даров читается последний раз молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего», о которой пишет А.С. Пушкин:
«Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста».
Начиная с Великого Четверга вспоминается Тайная Вечеря, которая произошла у Спасителя со своими учениками и на которой он установил Таинство святой евхаристии, т.е. причастия, раздав ученикам хлеб и вино со словами «Приимите и ядите, сие есть Тело и кровь моя» (МФ. 26:26). Потом в четверг читается 12 Страстных Евангелий, т.е. те отрезки из Евангелий, в которых вспоминаются события, предшествовавшие и сопровождавшие процесс распятия Спасителя. Пятница - день скорби, когда не служится Литургия, просто Церковь ограничивается длинным чтением, но без торжественных песнопений. Это Царские Часы утром с 8.00 до 10.00 и с 14.00 выносится Плащаница к народу в знак того, что Спаситель умер, а после этого ее выносят из храма и проносят ее крестным ходом, чтобы продемонстрировать всей общественности, что он не уснул, не был в бессознательном состоянии, мертв Богочеловек, и с этой Плащаницей выходят вокруг храма, а затем заносят внутрь. А в Великую Субботу служится Литургия, за великим входом которой прочитываются слова, которые пронизывают мою душу каждую Великую Субботу. Единственный раз в году они произносятся: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо Царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…». Эти слова отражают, что Спаситель уже не на земле, здесь только его умершее тело, Спаситель спустился, чтобы вывести людей из ада, а ангелы ему поют хвалебную песнь и Страстная Седмица заканчивается тем, что ночью, отслужив Полунощницу перед изображением умершего Богочеловека, мы выходим на крестный ход встретить Воскресшего Спасителя.
- Что нужно делать в эту Седмицу?
- Если человек не имеет возможности, совсем никакой, посетить ни одно из этих богослужений, пусть хотя бы придет на Пасху. Если же человек имеет такую возможность как-то разделить свою рабочую неделю на две части, то пусть последнюю, начиная с четверга, он посвятит богослужению и религиозному опыту, а если же человек сидит праздно, ничего не делает и не ходит в храм, потому что это не его, то ничего кроме сожаления по отношению к этим людям не получается выразить, т.к. сам человек упускает те драгоценные минуты, которые даровал ему Спаситель.
- Каждый год мы напоминаем, и кому-то это и покажется странным, но все же, почему нельзя категорически ходить на кладбище на Пасху?
- Это советская неправильная традиция ходить на Пасху на кладбище никакого отношения к православию не имеет. Пасха является свидетельством победы жизни над смертью, рая над адом, неба над преисподней, а смерть - это последствие греха. Грех - это то, что разрушает все: и человека, и душу, и флору, и фауну, как бы это глобально не звучало. Пасха - победа добродетели над грехом, поэтому мы не ходим туда, где все является следствием греха, туда, где скорбь и печаль, мы празднуем Пасху, день победы добродетели, день победы Спасителя, а усопшим отводится девятый день после Пасхи, в этот день мы снарядимся духовным орудием, хоругвями, иконами и пойдем с торжественным пением пасхальных песен к усопшим.
- Если кто-то на Пасху не может прийти по нездоровью, как быть, чтобы не лишить себя торжества?
- Если у нас имеются те, кто не имел возможности поисповедоваться и причаститься на Пасху, а человек постился во время Великого поста, но по каким-то обстоятельствам не смог прийти по немощи и возрасту, то можно без поста приготовиться, причаститься или просто помолиться на Светлой Седмице. Подготовка в эти дни включает Часы Пасхи вместо Покаянного Канона, а Последование остается тем же. Богослужения короткие в эти дни.
- Если есть те, кто приехал на Пасхальные дни и надо убраться на кладбище, как поступить?
- Никак. Нужно придерживаться традиций Церкви, повторюсь, мы не посещаем кладбище в эти дни.
- Пожелание для всех читателей в финале поста, вначале говорили, теперь еще одно.
- Я желаю, чтобы ощущение поста и близости души с Богом, которое человек получил во время религиозного опыта, сохранялось на протяжении всего года, чтобы никакие житейские бури не выветрили дух благочестия из вашей жизни, а в семье чтобы был порядок.
Интервью вела М. Андреева.
-
9:00 16 апреляНа сцене РДК состоялась новая постановка театра «Линия»Романовка
- # РДК
- # театр "Линия"
- # новая постановка
-
9:00 15 апреляРезультаты противодействия наркомании рассмотрены на комиссииРомановка
- # администрация района
- # антинаркотическая комиссия
- # заседание
-
9:00 13 апреляВ Романовском районе стартовал весенний призыв в армиюРомановка
- # весенний призыв
- # призывная комиссия
- # заседание
-
9:00 10 апреляДля романовских школьников провели экскурсию в рамках профориентацииРомановка
- # школьники
- # профориентация
- # 8 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Саратовской области
- # экскурсия