Робототехника как ресурс формирования ключевых компетенций обучающихся

9:00 9 апреля 2023
345
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового общества XXI века.
Школьникам, которые сегодня сидят за партами, предстоит осваивать новые профессии, новые технологии, обладать начальными навыками работы с техникой и с робототехникой, в частности, осознавать ее возможности в разных сферах жизни, разрабатывать и внедрять собственные проекты. Поэтому образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность. В настоящее время она включена в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий. Опираясь на такие научные дисциплины как информатика, математика, физика, биология, робототехника активизирует развитие учебно-познавательной компетентности учащихся, помогает развивать техническое творчество детей.
Обучение робототехнике проходит в центре образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». К моменту открытия центра были приобретены новые обучающие наборы - конструкторы LEGO Education SPIKE Prime.
На первом этапе обучения любопытству и энергии ребят на получение новых знаний и умение применять их на практике не было предела. Они с удовольствием изучали конструктор, собирали по схеме различные модели и конструкции. Но создавая роботов, обучающиеся не могли их заставить выполнять те функции, для которых они были предназначены. Поставленные в «Точку роста» ноутбуки имели операционную систему, на которой программное обеспечение для LEGO SPIKE Prime не устанавливалось. Для того, чтобы не снизить интерес ребят к изучению робототехники, обучение в кружке происходило в игровой и соревновательной форме. Соревновались на быстроту сборки роботов, на лучшую модель, собранную из деталей конструктора.
В начале текущего года появилась возможность не только конструировать роботов, но и научить их «думать», то есть программировать. В этом и заключается главная задача занятий по робототехнике. Программная среда создана на основе языка программирования Scratch. Она состоит из набора команд, каждая из которых представляет собой графический блок определенной формы и цвета с параметрами, которые можно изменять вручную. При этом разные цвета набора команд, связанных с различными компонентами решения, позволяет обучающимся быстро, интуитивно выбрать нужный графический блок при программировании.
Простота и доступность вызывают интерес у обучающихся испытать себя в роли программиста. Важным стимулом являются соревнования между собранными обучающимися роботами. Ради победы у ребят может возникнуть желание изучить и более сложные темы или более сложный язык программирования робота.
Недавно в школе прошла игра-соревнование «Мир роботов зовет!» для обучающихся начальных классов, посещающих кружок «Робототехника». Целью мероприятия являлись дальнейшая популяризация и пропаганда образовательной робототехники, формирование умений и навыков при создании и программировании робототехнических моделей. В соревновании участвовали три команды: «Алгоритм», «Вай-Фай» и «Мышка». Основным заданием соревнования являлось: сборка базового робота конструктора Lego Skime Prime, его программирование и демонстрация собранных моделей. Пока юные конструкторы занимались роботами, остальные участники команд соревновались в конкурсах. Жюри соревнования, состоящее из обучающихся старших классов, очень внимательно и объективно оценивали достижения команд. В итоге победителем соревнования стала команда «Вай-Фай». На втором месте команда «Алгоритм», третьей стала команда «Мышка».
Конечно же, мы понимаем, что курс «Робототехника», изучаемый в центре образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», не приведет к тому, что все дети захотят стать программистами, инженерами и исследователями. Но учитывая потребность в специалистах, обладающих знаниями в области инженерной робототехники, образовательная робототехника имеет большие перспективы развития. А воспитание интереса к данной сфере с самого младшего возраста считаем очень важным.
Поэтому знания, приобретенные на занятиях робототехникой, имеют большую значимость и актуальность.
В. Давыдов, педагог дополнительного образования МОУ Большекарайская СОШ им. Н.Ф. Сосина.