Подвиг Героя бессмертен

9:05 23 февраля 2025
140
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Все дальше и дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. И за эти годы на страницах газет, журналов и книг зафиксировано немало материалов о героическом пути наших земляков. «Районка» уже рассказывала, что подвиги воинов, уроженцев нашего района, есть на страницах многих изданий. Имя Героя Советского Союза Павла Ивановича Чиркина в том числе. В архивах газеты есть материал, который был прислан в районную газету и опубликован в 1984 году. И мы, предваряя материалы, посвященные 80-летию Победы и Году защитника Отечества, знакомим с ним вас, уважаемые читатели.

В издательстве «Донбасс» вышла книга А.А. Грокаева «Подвиг на шахтерской земле». Эта книга повествовала о воинах, совершивших ратный подвиг при обороне и освобождении Донбасса от гитлеровских захватчиков. Очерки написаны на исторически достоверной основе. Один из документальных рассказов книги посвящен уроженцу села Подгорное Романовского района Павлу Ивановичу Чиркину.
До войны он работал помощником начальника пожарной команды в рабочем поселке Баланда. В 1941 году был призван в армию. После учебы в танковом училище получил звание лейтенанта и с 16 декабря 1942 года по 2 февраля 1943 года сражался с гитлеровскими захватчиками на Юго-Западном фронте.
29 января 1943 года в ожесточенном бою за безымянную высоту с отметкой 131,7 экипаж лейтенанта Чиркина проявил исключительную самоотверженность, метким огнем уничтожив 75-миллиметровую вражескую пушку и две противотанковые огневые точки, хорошо укрытые в оборудованных окопах. Тем самым он обеспечил успешное продвижение остальных танков батальона и наших стрелковых подразделений. В результате на высоте с отметкой 131,7 противник был разгромлен, а оставшиеся в живых гитлеровцы в панике бежали.
В тот же день батальон, продолжая наступление, продвинулся к хутору Нижний Чукарин. Противник, создавший здесь опорный пункт обороны, оказал яростное сопротивление и отбил первую нашу атаку. После непродолжительной подготовки батальон вторично пошел в атаку. В ходе ее отважнее всех действовал экипаж лейтенанта Чиркина. Умело маневрируя танком на поле боя, искусно избегая вражеского противотанкового огня, он первым ворвался на позиции фашистских захватчиков, с ходу подбил один тяжелый танк противника, гусеницами раздавил противотанковое орудие и истребил не менее 25 гитлеровских солдат и офицеров.
Своими действиями он ошеломил врага, и тот стал поспешно отходить на хутор. Танк Чиркина выскочил вперед и преградил путь к отступлению. Затем веером пулеметных очередей заставил фашистское подразделение сдаться. В плен было захвачено командование вражеского пехотного батальона в составе одного подполковника и двух капитанов.
…В ходе разгоревшегося ожесточенного поединка с фашистскими танками у безымянной высоты на правобережье Северного Донца появились вражеские самолеты. Когда они подлетели к позициям гитлеровцев, оборонявшихся на безымянной высоте, неприятельские подразделения двумя ракетами белого дыма оповестили «юнкерсы» о своем месторасположении. Лейтенант Чиркин вовремя обратил внимание на условный сигнал. Он мгновенно оценил обстановку и приказал башнеру старшему сержанту Смородину тоже выпустить две белые ракеты, направив их в сторону фашистских танков, отходивших на высоту. Две трассы рассеивающегося белого дымка четко показали на боевые машины противника. Гитлеровские летчики приняли этот сигнал за целеуказание своих войск и развернули самолеты для бомбового удара. На фашистские танки обрушились бомбы разных калибров. Минут пятнадцать гитлеровские летчики уничтожали свои танки и бронетранспортеры. Только сбросив весь бомбовый груз, они легли на обратный курс. Из пятнадцати вражеских танков семь были разбиты. Воспользовавшись такой «помощью» фашистской авиации, танкисты подразделения капитана Прихожина ринулись в атаку и вместе с нашими стрелковыми подразделениями овладели безымянной высотой.
2 февраля 1943 года в разгоревшемся ожесточенном бою командир танка «КВ» № 887 действовал с присущей ему самоотверженностью и находчивостью. В этом бою Павел Иванович Чиркин геройски погиб. О последнем подвиге отважного лейтенанта рассказала на своих страницах армейская газета «Боевой товарищ».
…Тяжелый танк лейтенанта Чиркина при вторичной атаке батальона прорвался на вражеские позиции, растянувшиеся с высоты с отметкой 163,3 на снежное равнинное поле. Маневрируя, он стал передвигаться вдоль окопов противника, огнем и гусеницами уничтожая огневые точки и живую силу гитлеровцев. Фашистам удалось атаку остальных наших танков отбить. Теперь в расположении врага остался лишь один советский танк с хорошо запомнившимся ему номером 887. И гитлеровцы решили с ним рассчитаться. На уничтожение боевой машины «КВ» они бросили несколько противотанковых пушек, вызвали на подмогу два своих танка.
Конечно, Павел Чиркин в создав-шейся ситуации вполне мог отойти к своим, не приняв неравного боя. Но тогда противник спокойно сосредоточил бы весь свой огонь по залегшей неподалеку советской пехоте и отошедшим танкам.
Бесстрашный экипаж помчался ко вражеским позициям и показавшемуся вдали фашистскому танку, уничтожая по пути гусеницами и пулеметным огнем укрывающихся в окопах гитлеровцев. Танк противника еще издали открыл интенсивный огонь по советскому тяжелому танку. Один из его снарядов ударил по башне, «КВ» слегка вздрогнул, в корпусе разнесся гул, но он, не снижая скорости, понесся дальше.
Первым выстрелом старший сержант Смородин не попал в цель, промахнулся. Зато вторым ударил прямо во вражеский танк. Снаряд был зажигательный, поэтому сначала показались рассеивающиеся струйки дыма, а затем машина противника вспыхнула пламенем.
Соотношение сил сразу изменилось. На одну подвижную огневую единицу у гитлеровцев стало меньше. Круто развернувшись, чиркинский «КВ» ринулся в обратную сторону, где были вражеские противотанковые орудия. Но тут неожиданно со стороны бугра ударил снаряд прямо в бок его машины. Чиркин моментально навел перескоп. У небольшого холмика, выдвинувшись немного вперед, вел огонь вражеский танк. Из дула его пушки раз за разом выскакивали красноватые вспышки.
С ходу развернувшись, «КВ» рванулся к этой неприятельской машине. Павел Чиркин решил покончить с ней, а затем добраться и до противотанковых пушек. Фашистский экипаж не осмелился вступить в поединок. Гитлеровский танк стал задним ходом отходить за бугор. Башнер Смородин все-таки успел послать несколько снарядов по нему, и один из них разбил гусеницу у фашистского танка. Вражеская бронемашина крутнулась и стала. Из люков выскочили фашистские танкисты и стали менять треки разбитой гусеницы. И тут противотанковые орудия противника открыли шквальный огонь. Один из зажигательных снарядов угодил в советскую машину. Пламя охватило танк П.И. Чиркина. Дымом заволокло смотровые щели. Наша бронемашина горела. Каждую минуту пламя могло добраться до топливных баков, и тогда - взрыв.
Но экипаж лейтенанта Чиркина продолжал сражаться. Ненависть к врагу была сильнее опасности. Отчизна велела им громить фашистских захватчиков до последнего дыхания, и объятый пламенем «КВ» был так страшен, что гитлеровцы в панике стали разбегаться. Огненный шар ворвался на артиллерийские позиции противника и стал крушить его пушки. Этот грохочущий, стреляющий огненный шар, мечущийся, как метеор, вызвал замешательство среди вражеских солдат. Все их внимание было приковано к нему. Этим воспользовались танкисты подразделения капитана П. Прихожина. Увлеченные самоотверженным подвигом их боевых товарищей во главе с лейтенантом Павлом Чиркиным, они вновь рванулись в атаку. За ними устремились советские стрелки. Натиск был настолько решительным, что гитлеровцы не смогли его отразить. Приказ командира 18-го гвардейского корпуса был выполнен: безымянную высоту советские подразделения заняли. Но экипаж советского танка «КВ» № 887 погиб. Когда бой закончился, к машине Чиркина поспешили боевые товарищи, они открыли люки и нашли лишь обгоревшие тела героев.
Всего немногим более полутора месяцев сражался с фашистскими захватчиками Павел Чиркин. Но и за это весьма короткое время во всей полноте проявилась его богатырская натура.
Родина высоко оценила ратную доблесть экипажа танка. Указом от 17 апреля 1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Павлу Ивановичу Чиркину звание Героя Советского Союза (посмертно). Его именем названы улицы.
В. Данильченко. г. Севск, Брянская область; газета «Восход» от 6 марта 1984 года.