15 марта - Всемирный день прав потребителей

9:04 15 марта 2024
221
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Ежегодно 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав потребителей. Этот праздник — средство повышения глобальной осведомленности о правах и потребностях потребителей. В течение многих лет Международная организация потребителей проводит кампании на различные темы, призванные помочь мобилизовать усилия для решения насущных проблем потребителей.
В 2024 году тема Всемирного дня прав потребителей — «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Искусственный интеллект — это метод, позволяющий компьютеру или программному обеспечению мыслить разумно, подобно человеку. Искусственный интеллект разрабатывается путем изучения моделей человеческого мозга и анализа когнитивного процесса.
В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики – банкинга, ритейла (розничной торговли), медицины и промышленности, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, от поиска информации до управления сложными системами. С каждым днем расширяется перечень цифровых услуг, создаются приложения, которые упрощают привычные операции. Искусственный интеллект становится повсеместным.
Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ. Однако с ростом его использования появляются и риски, связанные с его неправильным применением, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия.
В настоящее время потребители сталкиваются чаще всего, с генеративным искусственным интеллектом, который генерирует текст, изображения, медиаданные в ответ на подсказки. В центре внимания – генеративные чат-боты, имитирующие человеческое общение, которые уже давно применяются в сфере обслуживания и поддержки клиентов. Поскольку основная задача «чат-бота» - давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы.
В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.
Интернет-мошенничество является одним из наиболее заметных проявлений цифрового вреда для потребителей, причиняя потребителям финансовый, эмоциональный и психологический вред. Мошенники используют слабую защиту цифровых платформ, таких как социальные сети, онлайн-реклама, торговые площадки и обмен сообщениями. Потребителям сразу трудно обнаружить интернет-мошенничество.
Защита потребителей от рисков, связанных с использованием искусственного интеллекта, - это важная задача, которой должны заниматься не только разработчики и производители, но и государство, общество и каждый из нас. Именно поэтому так важно быть осведомленным и знать, как защитить свои права.
Первое, что нужно помнить, это то, что искусственный интеллект не является всезнающим и всемогущим. Он основан на алгоритмах и данных, которые мы вносим. Поэтому важно быть аккуратным при предоставлении своих персональных данных. Проверяйте политику конфиденциальности и условия использования цифровых платформ.
Также важно быть осведомленным о том, какие данные собираются о вас и как они используются. Иногда может показаться, что искусственный интеллект знает о нас больше, чем мы сами о себе. Поэтому важно следить за тем, какие данные собираются и используются для принятия решений, которые могут повлиять на нашу жизнь.
Еще один важный аспект - это прозрачность и объективность алгоритмов искусственного интеллекта. Мы должны иметь возможность понять, почему нам было дано это или то решение, и иметь право на объяснение. Если мы не согласны с принятым решением, мы должны иметь возможность обжаловать его и получить объяснение.
Кроме того, не забывайте об общепринятых правилах безопасности при использовании искусственного интеллекта. Не доверяйте всему, что говорит вам искусственный интеллект, и не полагайтесь только на его рекомендации. Используйте критическое мышление и проверяйте информацию, которую он предоставляет.
Западный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области сердечно поздравляет жителей муниципального района со Всемирным днем прав потребителей. Всемирный день прав потребителей является отличной возможностью задуматься о том, как использовать искусственный интеллект в нашу пользу и защитить себя от возможных рисков. Давайте вместе строить справедливое и ответственное будущее!
Также напоминаем, что в настоящее время функционирует Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru/, который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав, включая нормативную базу по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки, судебную практику и многое другое.
Кроме того за получением консультативной помощи можно обратиться непосредственно к специалистам отдела защиты прав потребителей Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области по адресу: г. Балашов, ул. Красина, д. 105, тел. 8(84545)4-29-87.
О. Логутова, начальник Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области.