В Усть-Щербединской школе прошли традиционные соревнования по робототехнике

8:43 31 марта 2024
100
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
На отборочном этапе в них принимали участие четыре команды: из обучающихся 5, 7, 8 классов и одна смешанная (из обучающихся 5 и 6 классов).
К сожалению, из-за отсутствия то одного, то другого участника, а также из-за периодических сюрпризов природы, команды никак не могли встретиться очно, «глаза в глаза». Поэтому для отборочных игр мы впервые за 5 лет существования нашей «Точки роста» применили заочную форму соревнований: в определенный день в кабинет робототехники приглашалась та команда, которая была в этот день в полном составе (2 человека). Ребята выполняли задания, жюри фиксировало результаты. В следующий раз – другая команда. И так – 4 дня.
В программе отборочных соревнований было два конкурса. Когда-то в одной из битв у нас использовалась «Рука робота», что-то вроде подъемного крана. Но тогда это была стационарная модель: «стоя» на одном месте, робот мог поворачивать стрелу, опускать или поднимать ее, захватывать «клешней» небольшие предметы. Теперь ребята поставили модель на гусеницы, кран стал мобильным, и два оператора управляли им с помощью двух телефонов. Надо было сначала подъехать к предмету, потом с помощью стрелы и «клешни» захватить его, подъехать к стаканчику на противоположном конце стола и «разгрузиться».
Во втором конкурсе робот мог перемещаться и стрелять небольшими пластмассовыми пульками. В обойму входило 8 патронов. По пути следования робота на штативах располагались два кольца перпендикулярно друг другу. Ребятам нужно было составить программу, по которой робот, стартовав с определенной точки, должен остановиться напротив первого кольца, сделать 4 точных выстрела, повернуться, доехать до второго кольца и сделать оставшиеся 4 выстрела. Если в первое кольцо производились лишние выстрелы, они не засчитывались, при этом на вторую мишень патронов оставалось меньше.
В первой заочной игре встречались команда 5 класса (Жарков Кирилл и Петрушко Татьяна) и смешанная команда (Зыков Олег – 6 класс, Щербинина Дарьяна – 5 класс). На каждый конкурс давалось по 3 попытки. Засчитывался лучший результат.
В первом конкурсе под управлением команды 5 класса робот выполнил задачу за 27 секунд. А под управлением смешанной команды – за 30 секунд. Жюри (педагог дополнительного образования А.В. Милюков) оценило работу команд в 5 баллов и в 4 балла соответственно.
Во втором конкурсе обе команды в первой попытке сделали 4 точных выстрела по первой мишени, а Таня и Кирилл – еще один точный выстрел – по второй мишени. Конечно, поразить вторую мишень, труднее, потому что не так-то просто «подогнать» робота к ней как можно точнее. Во второй попытке обе команды снова стреляют точно. Но опять же только по первой мишени. И лишь в третьей попытке команде 5 класса удается так скорректировать свою программу, что робот делает 8 точных выстрелов. А по программе Олега и Дарьяны робот стабильно делает 4 точных выстрела. За этот конкурс команды получают 5 и 3 балла. Общий счет 10 : 7 в пользу 5 класса. Кирилл и Татьяна выходят в финал.
Во второй отборочной игре встречались команды 7 класса (Дмитрий Даренков и Богдан Селиверстов) и 8 класса (Дмитрий Жарков и Дмитрий Петрушко).
В первом конкурсе у семиклассников первая же попытка оказалась лучшей – 24 секунды. В каждой следующей попытке результат у них становился все хуже. А вот у восьмиклассников в первой попытке «кран» так и не смог «захватить» предмет. Во второй попытке им удалось выполнить задание полностью. Но за 47 секунд. И лишь в третьей попытке они показали более-менее приличный результат – 33 секунды. Счет в первом конкурсе 5 : 4 в пользу 7 класса.
Как и в предыдущей отборочной игре, во втором конкурсе опять обеим командам легко поддалась первая мишень, но упорно сопротивлялась вторая. И точно также только одной команде и только с третьей попытки удалось сделать 8 точных выстрелов. Это была команда 8 класса. За этот конкурс они получили 5 баллов, а команда 7 класса – 3 балла. В результате с минимальным преимуществом (общий счет 9 : 8) в финал вышла команда 8 класса.
Конечно, мы не могли и финал проводить заочно. Только личное присутствие всех членов команд-финалистов могло создать особую атмосферу соперничества, азарта и обязательного волнения (да еще какого!).
И вот наконец-то, как принято сейчас говорить, «все участники процесса» на месте. Команды 5 и 8 классов. Болельщики. Жюри, на этот раз усиленное еще педагогом-организатором Л.Т. Бобылевой. Конкурсы прежние. Только теперь на них дается всего 2 попытки. И еще один конкурс-сюрприз. Ребята предупреждены о наличии такого конкурса. Но его содержание – большой-большой секрет! Вот на него, конечно, будет дано 3 попытки.
Но сюрпризы начались уже с первого конкурса. Управляя краном, команда 5 класса в первой попытке показывает результат 40 секунд, а во втором – побивает свой собственный рекорд – 26 секунд! А команда 8 класса провалила обе попытки. Ну не хотел робот под их управлением захватывать грузик! И с первого же конкурса пятиклассники уходят в отрыв – 5 : 0!
Во втором конкурсе на отборочном этапе обе команды умудрились сделать 8 точных выстрелов, заработав максимальные 5 баллов. Удастся ли им повторить свой успех? Причем только за 2 попытки…
Команде 8 класса удалось! И именно во второй попытке (в первой попытке – 4 попадания). А вот команда 5 класса сотворила что-то невероятное! Вы, наверное, подумали, что восемью патронами они умудрились сделать 10 точных выстрелов?! Нет! По их программе ни в первой, ни во второй попытке робот вообще не стал стрелять по мишеням. Сделав полтора выстрела непонятно куда, робот начинал крутиться как юла. Конечно, мы не раз сталкивались с непростым характером роботов, но на этот раз это был явный «человеческий фактор»! Как выяснилось после игры, в программе была допущена грубейшая ошибка. И к сожалению, Таня и Кирилл так и не смогли ее обнаружить … Точнее, не смогли справиться с волнением. Думаю, в заочной игре, в отсутствии соперников, они вряд ли допустили бы такую ошибку. Теперь уже 5 : 0 в пользу 8 класса. И общий счет 5 : 5! Все решалось в последнем задании. Которое, напомню, было сюрпризом.
Командам был представлен незнакомый робот. Им предлагалось осмотреть его, изучить его возможности, понять, за что отвечает каждый его узел и составить программу, по которой робот по прямой подъезжает к стаканчику, захватывает его, приподнимает, отъезжает обратно и отпускает стаканчик. Остается только пояснить, что в распоряжение ребят попал ленточный погрузчик.
Уже с первой попытки становится ясно, что в общих чертах обе команды нашли верное решение. Оставалось уточнить некоторые детали. Но чтобы сделать это на 100 процентов, 3 попыток, конечно же, было мало. Опыт показывает, что на «доводку» программы порой уходит не один час. Поэтому для победы в конкурсе, а значит и во всей игре, надо было просто выполнить задание лучше соперника. И у команды 8 класса это получилось. Жюри оценило их работу в 4 балла, а команда 5 класса получила 3 балла. Общий счет 9 : 8! Восьмиклассники одержали заслуженную победу в этой полной сюрпризов игре!
А. ГРЕХОВ, педагог дополнительного образования, центр «Точка роста», Усть-Щербединская школа.